Монастырь
Исияма Хонгандзи

Храм Исияма
Хонгандзи - монастырь, основанный в 1496 г., в устье реки Ёдо,
на побережье Японского моря. Расположен за пределами разрушенной
древней столицы Нанива, в провинции Сэтцу. В результате недавних
археологических исследований выяснилось, что храм был основан
на руинах императорского дворца.
Рэннё, возродивший
учение школы Дзёдо-синсю (Икко), поселился здесь в 1496 г. Впоследствии
вокруг монастыря возникло городское поселение. При описании данное
место называлось о-сака, в переводе означающее "большой
склон". Хотя Рэннё искал для себя в этом тихом месте уединения,
вскоре к нему стали стекаться многочисленные поклонники и последователи.
Небольшой храм, построенный им для себя самого, разросся, вокруг
появились дома для вновь прибывших людей. Через три года, когда
Рэннё умер, уже сформировался общий облик храмового комплекса
Исияма Хонгандзи.
После разрушения в 1532 году в Киото храма Ямасина Хонгадзи, Исияма
Хонгандзи стал главным храмом секты Икко, породившей движение
икко-икки. Южнее, в городе Сакаи была организована
система сбора пожертвований для повстанцев.
Сочетание удачного местоположения, природных факторов, фортификационных
сооружений, наличия значительного гарнизона и тактически грамотного
руководства обороной делало Исияма Хонгадзи практически неприступной
крепостью.
Цитадель располагалась на россыпи островов с выходом к устью реки
Ёдо на западе и неплохой естественной защитой в виде хребта на
севере. Протоки между островами играли роль природных рвов, через
которые были перекинуты многочисленные мосты.
В случае опасности мосты можно было быстро демонтировать. Местность
вокруг островов была довольно разнообразной, включала в себя рисовые
заливные поля, плато, леса и болота. Прихрамовый город дзинаймати
(аналог призамкового дзёкамати)
со временем разросся вокруг храмовых построек.

Карта
монастыря Исияма Хонгандзи и окрестностей, XVI в.
К моменту противостояния с Ода
Нобунага монастырь имел, если оперировать современными терминами,
глубоко эшелонированную оборону. Причем мощность укреплений повышалась
при движении с окраин к центру цитадели. Внешние рубежи обороны
были оборудованы земляными валами
доруй с деревянным частоколом, небольшими рвами
хори, воротами
типа кораимон и простыми деревянными наблюдательными вышками.
Дзинаймати, как и в случае с самурайскими замками, также
являлся своеобразным рубежом обороны. Он был разделен на кварталы,
которые отделялись друг от друга рвами и глинобитными стенами
добэй. Разительно отличались от этой картины укрепления
центрального острова, где располагались основные постройки монастыря.
Тут фортификационные сооружения уже включали каменные стены исигаки
и глинобитные стены добэй, двухэтажные башни
ягура и мощные ворота типа ягурамон. Эта часть монастыря
практически ничем не отличалась от современных ему наиболее развитых
самурайских замков.
Укрепления
монастыря Исияма Хонгандзи. Рисунок Peter Dennis

Укрепления монастыря Исияма Хонгандзи. Современный
рисунок
Вместо донжона в самом центре крепости находились два огромных
зала - Амидадо ("зал будды Амиды") и Гоэйдо ("зал
основателя"), соединенные коридором. В современных храмах
секты Дзёдосинсю также эти два зала являются основными и архитектурой
мало отличаются от своих предшественников.

Макет
одного из залов монастыря Исияма Хонгадзи "в разрезе"

Залы
Амидадо и Гоэйдо в храме Ниси Хонгандзи в Киото
Как ни странно, значительная часть укреплений была возведена в
период с 1570 по 1576 год, то есть уже в условиях осады войсками
Нобунага.
Постоянный гарнизон монастыря состоял примерно из сотни монахов,
но мог быть многократно усилен по сигналу колокола за счет проживавших
в окрестностях монто. Перед столкновением с Нобунага в монастырь
начали стекаться сторонники икко-икки как из близлежащих
поселений, так и из провинций Кага и Этидзэн. В пику Нобунага
сектантов поддерживали враждебные ему кланы. Особенно активен
в этом отношении был клан Мори, его традиционно сильный флот наладил
бесперебойное морское снабжение мятежной цитадели. Легендарные
даймё Уэсуги
Кэнсин и Такэда
Сингэн на северо-западе оттягивали на себя значительные силы
Нобунага, что тоже играло на руку икко-икки. Кроме того,
подкрепления в монастырь прислали монахи храма Нэгородзи.
Т.к. Нобунага не смог сразу организовать полную блокаду, осада
монастыря продолжалась целых 11 лет, в истории Японии она
считается самой длительной подобной операцией.
К 1580 г. у осажденных подошли к концу запасы провизии и боеприпасов.
Нобунага был полон решимости уморить непокорный монастырь голодом
или взять штурмом, когда защитники полностью ослабнут. Однако
в апреле гонец от императора доставил в крепость письмо, где предлагалась
почетная капитуляция. Нобунага очень не нравился такой исход кампании,
но в итоге он на него согласился, и в августе 1580 г. монастырь
окончательно сдался. По условиям капитуляции защитников крепости
оставили в живых, а вот все постройки и укрепления были сожжены
дотла.
Удачное положение Исияма Хонгандзи настолько понравилось Тоётоми
Хидэёси, что, придя к власти, в 1583 г. на месте монастыря
он начал строительство своей главной цитадели - замка
Осака.
Источники:
1. Марчук Иван "Осадное искусство феодальной Японии"
2. Википедия
|