Распространенная
версия появления этого термина звучит так:
"В решающий момент битвы при Сидзугатакэ (1583 г.) Тоётоми
Хидэёси послал своих конных телохранителей в бой, и наиболее
отличившиеся получили почетное звание "семь копий Сидзугатакэ"
(Сидзугатакэ но ситихон яри)."
В число "Семи копий" ныне включают:
Фукусима
Масанори
Хирано
Нагаясу
Касуя Такэнори
Катагири
Кацумото
Като Ёсиаки
Като Киёмаса
Вакидзака
Ясухару
Однако, эта история может служить примером искажения (и местами
и фальсификации) исторических фактов в угоду политическим
интересам.
Во-первых, особо отмеченных воинов в битве было не семь, а
девять. В дополнение к семи вышеназванным наградами были отмечены
также Сакураи Иэкадзу и Исикава Кадзумицу, причем второй посмертно
(награду получил его младший брат), т.к. был убит в бою. О
девяти героях Сидзугатакэ упоминает в своих записках Омура
Юки (1536-1596), слуга-отогисю (рассказчик историй)
Тоётоми Хидэёси.
Термин "семь копий Сидзугатакэ" впервые появляется
только в биографической повести Одзэ Хоан "Тайкоки",
изданной в 1625 г., через 42 года после битвы.
Во-вторых, у Хидэёси во времена битвы при Сидзугатакэ еще
не было вассалов с устойчивой репутацией или сильным влиянием,
и он наградил по итогам битвы своих протеже, а не особо отличившихся
воинов.
Современные
исследователи, например, считают, что Като Киёмаса на тот
момент был больше известен как талантливый администратор и
финансист, а его вклад в битву был преувеличен Хидэёси. Сам
же Киёмаса нередко раздражался, когда его называли одним из
"семи копий". К тому же Фукусима Масанори приписывают
высказывание, что ему "неловко быть в одном списке с
Вакидзака Ясухару".

Ивакири
Дзёю, июнь 2025 г.
Назад
в раздел Исторические личности